Чартеры из Белгорода

В России создадут опись сохранившихся частей оборонных линий XVII века

В России создадут опись сохранившихся частей оборонных линий XVII века

Российское историческое общество (РИО) планирует в ближайшее время организовать работу по выявлению сохранившихся фрагментов засечных черт — стратегически важных объектов, обеспечивавших оборону России несколько веков назад. Полученные данные помогут поставить дошедшие до наших дней части засечных черт под охрану государства и использовать в целях познавательного туризма.

Об этом РИА Новости сообщил исполнительный директор фонда «История Отечества», член президиума РИО Константин Могилевский.

Президент России Владимир Путин ранее поручил правительству совместно с органами исполнительной власти регионов и при участии Российского исторического общества подготовить и представить предложения, касающиеся организации работы по выявлению объектов культурного наследия, связанных с Белгородской засечной чертой, их государственной охране, научному изучению и дальнейшему использованию в целях развития познавательного туризма, а также по организации туристического маршрута по местам расположения этих объектов.

Уникальные объекты

Засечные черты (линии) – это система инженерных оборонительных сооружений на пограничных рубежах России в XVI–XVIII веках. Засечная черта состояла из лесных завалов – засек, укреплённых земляных валов, усиленных деревянными конструкциями и башнями, рвов, частоколов, надолбов. В засечную черту входили города-крепости с постоянными гарнизонами, «стоялые остроги» со сменными отрядами, различные опорные пункты и другие укрепления. В оборонительную систему включались реки, леса, болота и глубокие овраги.

Белгородская засечная черта – одна из важнейших таких черт на южной границе российского государства в XVII веке. Она предназначалась для защиты от набегов крымских и ногайских татар. В ее состав входили города-крепости, остроги, крепостцы. Строительство Белгородской черты началось в 1635 году и было связано с активизацией крымских татар в ходе Смоленской войны 1632–1634 годов. Центральный пункт черты – город Белгород. Протяженность черты составила почти 800 километров, на ней несли службу более 10 тысяч человек.

  РОСТУРИЗМ ПРОВЕЛ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ БОЛЕЕ ЧЕМ 16 ТЫС. СПЕЦИАЛИСТОВ ТУРИНДУСТРИИ В 2018 ГОДУ

«Самое интересное то, что засечные черты во многом сохранились на местности, особенно если мы говорим о поздних засечных чертах – времен частично XVII, а также XVIII века. Иногда это просто насыпь или вал. Их можно хорошо увидеть сверху. Эти объекты неплохо сохранились там, где не было активной хозяйственной деятельности. И мы можем представить себе, насколько основательно наши предки деревянными лопатами построили то, что осталось и триста лет спустя», — отметил Могилевский.

«Это без преувеличения огромное наследие. Засечные линии часто и по праву сравнивают с Великой Китайской стеной. И очень важно, что наш президент обратил внимание на инициативу краеведа из Липецкой области и поддержал ее», — добавил собеседник агентства.

По словам Могилевского, для граждан России и иностранных гостей было бы очень интересно, если такие исторические памятники можно было бы воспринимать в целом.

«Там, где находятся объекты Белгородской и других засечных черт, есть развитая сеть автомобильных дорог. И хорошо было бы, если туристы, проезжая там, где сохранились остатки пограничных линий, могли бы туда свернуть, остановиться, и с помощью современных технологий ознакомиться с тем, что собой представляет тот или иной объект, как и зачем он строился. Например, с помощью технологий дополненной реальности, когда человек, одев специальные очки, сможет «увидеть», что было несколько веков назад «, — пояснил Могилевский.

Необходимость реестра

В разных регионах к такому историко-культурному наследию относятся по-разному, отметил Могилевский.

«Где-то остатки этих линий поставлены на государственный учет как объекты культурного наследия и охраняются государством – например, в Самарской области. В других регионах ситуация посложнее, там еще многое предстоит осуществить, и мы рассчитываем, что поручение президента станет тем решающим импульсом, которое поможет это сделать. Это большая историко-просветительская задача, и Российское историческое общество, наши региональные отделения примут большое участие в этой работе», — добавил он.

  САМАЯ КРУПНАЯ ВНУТРИРОССИЙСКАЯ МАРШРУТНАЯ СЕТЬ СВЯЖЕТ АЭРОПОРТ «СИМФЕРОПОЛЬ» С 67 ГОРОДАМИ

«Сейчас никто не даст точный перечень сохранившихся объектов, относящихся к засечным линиям. Поэтому самое главное, с чего надо начать, – это с их инвентаризации. Мы планируем 20 апреля провести онлайн-конференцию с участием ученых из всех регионов, где в разное время проходили засечные линии, понять, чем мы располагаем на сегодняшний день, и договориться о создании реестра таких объектов», — рассказал Могилевский.

«В таком реестре мы сможем отметить, стоит ли тот или иной объект на учете как объект культурного наследия или нет, а если нет – то почему. А дальше мы готовы работать и с местными органами власти, и с органами охраны памятников, и с теми организациями, которые отвечают за создание туристических маршрутов», — добавил он.

Добавить комментарий